Шумакские источники. Туда и Обратно.

13. Тем, кто пойдет впервые (послесловие)

Несмотря на недолгие сборы (всего две недели) и полное отсутствие опыта и амуниции, мы все-таки сделали ряд ошибок, которые этими доводами не оправдать. Поэтому я решила дать несколько советов (предположительно полезных) тем, кто впервые отправляется на Шумак или вообще в горы с рюкзаком. Большинству туристов мои советы покажутся очевидными и дилетантскими - скажу честно, до похода на Шумак мы с мужем по общепринятой классификации относились к категории "с дивана". Возможно, кое-что покажется незначительной мелочью, однако жизнь складывается из мелочей, и именно мелочи могут здорово подпортить походную жизнь. Если бы кто-нибудь акцентировал мое внимание на всех этих очевидных "мелочах" во время лихорадочных сборов... Короче, мною движет желание оградить новичков от элементарных ошибок и помочь им получить максимум удовольствия от предстоящего вояжа в горы. Возможно, где-то я и переусердствовала, сгустив краски, но отнюдь не для того, чтобы отбить у кого-либо охоту путешествовать по этому замечательному краю. Пусть это будет своеобразным противовесом, поскольку форумы бывалых туристов создают иллюзию, что речь идет исключительно об увеселительных прогулках. Все-таки горы...
Хотя и мне было трудно удержаться от искушения вешать лапшу, пусть даже и из твердых сортов пшеницы.

АММУНИЦИЯ

Обувь
Весь путь я прошла в стареньких кроссовках "Adidas Canon", купленных в Москве по случаю Олимпиады в 1980 году. С Сергеем было несколько сложнее. Его фирменные кроссовки "Sprandy", изготовленные безвестным кустарем в Поднебесной, могли не выдержать обратной дороги, но повезло с погодой, и ноги удавалось сохранять относительно сухими. Перевалив через Шумак, Сергей на радостях грозился отправить остатки обуви вместе с благодарственным письмом фирме-производителю, но до сих пор, слегка подлатав, бегает в них. Лопухнулись мы круто: обувь была не та и, более того, в единственном экземпляре. Кстати, наша колпинская группа развалилась еще на мертвых озерах в том числе и по причине проблем с обувью.
Вдоль тропы развешано немало кроссовок, отслуживших свое, так что хорошие треккинговые ботинки (поищите в сети Триал-Спорт) в пару к кроссовкам - как раз то, что надо для похода на Шумак.
Одежда
Ничего особенного не имели, термобелье не применяли. Так что посоветовать нечего. Даже перчаток (желательно кожаных), чтобы хвататься за камни, у нас не было...
Рюкзак
Хотя нам встретился на тропе ветеран с "кузовом" советских времен, но к выбору рюкзака следует относиться более тщательно - за мою попытку сэкономить Сергей расплачивался синяками на плечах и руках, хотя в Питере ширина лямок мне казалась вполне достаточной. И не забудьте штормовую накидку для рюкзака - крайне полезная вещь, если не хотите тащить на себе лишнюю воду во время дождя.
Палатка
Вполне комфортно мы чувствовали себя в вдвоем в 2,5 местной двухслойной палатке High Peak Mira Lite, приобретенной накануне поездки в Апрашке за 2600 рублей. Неудачной была только первая ночь, когда мы, перестраховавшись, закупорились на все молнии и в результате к утру продрогли от сырости. Всю вторую ночь (в ущельи на подступах к перевалу, выше зоны леса) бушевала гроза, после которой мы за свою палатку уже были спокойны. На всякий случай во время дождя кидали сверху полиэтилен на прищепках, но лучше иметь тент.
Спальник у нас был один, причем самый дешевый. При большом желании и ввиду моей субтильности, могли поместиться в нем вдвоем, но использовали исключительно как одеяло.
Спали на надувном матрасе "Luftbett Double" за 950 р как раз в размер дна палатки: 196х139х9 см, насос (пластмассовая лягушка, 3 л) тащили с собой. Считается, что такой матрас непригоден в горах, но нам повезло, и даже ремнабор не пригодился. Брать с нас пример не советую - рискованно. Но если и Вам пенка покажется недостаточно комфортной, возьмите т.н. "самонадувастик". Говорят, ничего.
В установке палатки тренировались у себя в Колпино на Чухонке, с удивлением обнаружив, что нечаянно ввели новую моду на отдых на берегу Ижоры - к традиционным шашлыкам добавились разноцветные палатки и тенты. Мы свалили на Байкал, прикинувшись, что ни при чем.
Приспособления
Многие ходят с телескопическими треккинговыми палками. На обратном пути я щеголяла с Сережкиным спинингом. Как ни странно, по возвращении в Питер Сергей вернул спинингу прежнюю функциональность.
В качестве источника огня мы обходились спиртовкой (насадка под армейский котелок), вечером - костер. Нам хронически везло с погодой, к тому же мы не стояли в безлесных местах, но в иных обстоятельствах газовая горелка незаменима.
Оснастка
Нож, топор, фонарик лучше со светодиодами - надольше хватает. Кстати, фонарик мы забыли дома и как-то обходились.
Всю дорогу тряслись, что сядет аккумулятор в фотоаппарате - спокойнее иметь запасной. Карта памяти 128 Mb (для 4 Mpx фотоаппарата это около 160 кадров) заставляла все время ограничивать себя.
Мобильник не ловит уже в Ниловке. На источниках, говорят, в сезон уже есть спутниковый телефон, но при нас вывозили вертолетом девушку с распухшей ногой, а чтобы его вызвать, ее парню пришлось за 18 часов добежать до Ниловки. Кстати, в поезде старайтесь мобильник не заряжать - мы отдали свои на пару часов на переговорный пункт на Иркутском вокзале. Шоколадка была признана достойным эквивалентом.
На таком бойком месте, как Шумакская тропа, да еще при хорошей погоде необходимости в GPS (Global Positioning System) нет, но интересно...

ЕДА

К сожалению, что такое сублимированное мясо, мы узнали только в поезде. Упаковывается в пластиковые бутылки - торпеды. Тушенку пришлось закопать перед перевалом. Так что посещение источников для нас сопровождалось постом: гречка и лапша доширак. Еще была шоколадка, которую хранили до перевала на обратном пути. Сергей потерял 14 кг. И до сих пор не курит, хотя вес набрал за полгода.
Орехи, сухофрукты, сушеные овощи ... Ну и крупы. С картошкой проблемы - местная не вызревает.
Вместе с нами с перевала спускалась семейная пара с двумя детьми, так те с собой тащили, все проклиная, огурцы и помидоры - им сказали, что путь несложный.

СРОКИ

Обратите внимание на оптимальность сроков. Чуть позднее - сезон дождей, а в конце августа - уже снег.
В ночь с 15 на 16 июля 2005 года мы выехали из С-Петербурга, днем 16 июля - из Москвы и прибыли в Слюдянку 20.07.05 г. в 4 часа утра по местному времени
21.07 выехали на маршрутке из Слюдянки в сторону Ниловой пустыни, ночь на 22.07 стояли на мертвых озерах, ночь на 23.07 - на границе зеленки в ущелье Ехэ-Гэр. 23.07 шли через перевал, на ночь встали у водопада и днем 24.07.05 пришли на источники.
27.07 в 6 утра вышли с Шумакских источников, поднялись на перевал и к ночи добрались до зеленки, 28.07 засветло пришли в Ниловку и разместились (чудом) в пансионате.
29 и 30 июля принимали процедуры в лечебнице
31.07.05 утром автобусом выехали в Иркутск и оттуда на "Ракете" к вечеру добрались до Больших Котов
2.08.05 днем на "Ракете" вернулись в Иркутск, и поздно вечером сели на московский поезд. Утром 6.08 были в Москве, а вечером уже дома в Питере.

КАРТЫ

Те карты районов нашего вояжа, которые мы с таким трудом нашли в интернете и распечатали, продаются в Слюдянке во всех ларьках в виде альбомов. Как выяснилось на обратном пути, и в иркутских книжных магазинах тоже. А ведь ни в Питере, ни в Москве мы не смогли найти этих печатных изданий.
Пытаясь рассмотреть перевал через Google Earth, обнаружили тень от облака, уничтожившую все детали изображения. Если очень хочется качественных спутниковых снимков, их можно недорого купить в инете.

ПОПУТЧИКИ

У нас все было четко распланировано, однако на Шумак мы полезли совсем не в той компании, что собирались. А будь мы чуть более подготовленными, у нас были бы шансы сделать наш поход еще разнообразнее, поскольку заманчивых предложений хватало. Поэтому будьте готовы менять на ходу свои планы.
Однако не злоупотребляйте экспромтами и на ночь, на перевалах и в непогоду прибивайтесь к группам.

БУРЯТЫ

Традиционное бурятское приветствие "Сайн байна!" полезно разучить.
Для полиглотов: "зай"-да; "угы"-нет; "хайн даа"-спасибо; "баяртай"-до свидания; "намайе хулисыт"-извините.
Бурятские позы при случае отведайте, хотя пельмень он пельмень и есть.
Перенимать бурятские модели поведения никто вас не заставляет, но, как говаривал Нильс Бор, подкова над дверью приносит удачу даже тем, кто в эти предрассудки не верит, поэтому не пренебрегайте остановками в дацанах - местах почитания эжинов - хозяев местности, имейте запас монеток и не жалейте оторвать от платка ленточку, говорят, это помогает даже не бурятам. А для самих источников можете подготовить что-то более фундаментальное.
Байкал - особая статья. Местные считают его живым и разумным и стараются всячески задобрить, например, "побурханить" - макаешь средний палец в водку/спирт и брызгаешь на землю или в воду. Очень важный ритуал, исполняется проникновенно, с душой.

Поначалу веселит следующая особенность местного речевого стиля:
- У вас есть апельсиновый сок?
- Ну.
или:
- Это у вас апельсиновый сок?
- Апельсиновый сок, да.
но к этому быстро привыкаешь как к о-канью в Вологде и а-канью в Москве.

Что касается самих бурят, то мы плохо знали правила общения с ними, но, хотя мы и допустили ряд опрометчивых ошибок, о значении которых узнали только потом, вернувшись домой и почитав соответствующие форумы, в итоге все для нас прошло гладко. Может, потому, что Сережкины зачехленные удочки здорово смахивали на ружье, а может, просто везло как новичкам.
А вот наши друзья пострадали за свою излишнюю доверчивость. Надо будет рассказать, а пока повторю общепринятые правила: водки не давать, вперед не платить, что издалека - не признаваться.
На Шумаке мы по незнанию встали на бурятской стороне. Молодежная группа освобождала наутро домик. Мы воспользовались приглашением. Только потом мы узнали о "национальном" разделении на источниках. А тогда просто удивлялись, что противоположная сторона так густо заселена, а здесь никого.

ТРАНСПОРТ

Поезд.
Продлить билеты до Слюдянки (мы ехали до Иркутска) в поезде не удалось. Пришлось выскакивать в ночном Иркутске и бежать к кассам. Так что вопрос "куда едем?" надо продумывать заранее.
Ракета.
На пристани "Ракета" выяснилось, что самые привлекательные билеты (напр., до Песчаной) распроданы на две недели вперед. Пришлось брать то, что осталось. Выбрали до Листвянки. Как оказалось, взяли два последних билета на последний рейс. Здесь нам удалось на ходу поменять пункт назначения и проехать до Больших Котов. Правда, оказалось, что оттуда уехать гораздо сложнее: кассы в Котах нет, а безбилетных пассажиров сажают только при наличии мест и только до Листвянки. Последняя Ракета, правда, забирает всех, но тоже только до Листвянки. Нам пришлось размахивать билетами на поезд, чтобы нас взяли до Иркутска. Так что обратными билетами запасайтесь сразу.
Такси.
Хоть нас и предупреждали, что такси в Иркутске стоит 100 р, но на автовокзале, куда мы приехали из Ниловки, в нас быстро опознали приезжих и содрали 200 р с двоих с рюкзаками до пристани "Ракета". Рвачество компенсировали обзором местных достопримечательностей (как то: ледокол "Ангара").
Маршрутка.
В сезон предложение превышает спрос. Во всяком случае в Слюдянке. Поскольку мы брали маршрутку целиком, у нас даже была возможность выбрать и поторговаться. Автобус Слюдянка-Ниловка идет 4,5 часа. Маршрутка быстрее.
Автобус
Наличие заранее купленных билетов не гарантирует, что поедете сидя. Автобус Иркутск-Култук-Ниловка не рейсовый, принадлежит предприятию, которое имеет в Ниловке пансионат, и возит в первую очередь своих.
Лошади.
Какая-то местная порода.

ЦЕНЫ

Летом 2005 года мы платили:
350 р за сидячий до Москвы
2200 р за плацкарт до Иркутска на поезде №221 Москва - Улан-Уде
140 р за плацкарт Иркутск-Слюдянка на том же поезде
20 р за килограмм живого омуля в Слюдянке
2500 р за маршрутку Слюдянка-Нилова Пустынь-начало тропы на 8 человек с рюкзаками
400 р за две лошади под поклажу от "навеса" до "мертвых озер" плюс проводник на лошади
50р с человека за переправу через Ехэ-Гэр у подножия перевала Шумак
100 р в сутки с человека за пребывание в пансионате "Усть-Орда" в Ниловой пустыни
170 р за каждую процедуру "Радоновая ванна" в лечебнице "Нилова пустынь"
160 р за билет на рейсовый автобус Нилова Пустынь - Иркутск
200 р за такси в Иркутске от автовокзала до пристани "Ракета" с элементами обзорной экскурсии по городу
180 р за билет на Ракету от пристани "Ракета" до Больших Котов
Летом 2005 года мы могли заплатить:
2500 р с человека за путешествие на Шумак на лошадях
5000 р с человека за место в вертолете Шумакские источники - Иркутск (или 8000 руб туда и обратно)

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Основные понятия связаны с ледниковой историей района. Поскольку мы сами долго не могли уяснить, что здесь к чему, привожу рисунок.